Статьи

Настройка мачты

Настройка мачты

Настройка мачты является частью общего процесса настройки, и поэтому вы должны иметь хорошее общее представление о таком процессе как установка мачты и как каждая регулировка влияет на скорость.

Чтобы сделать то, что вам кажется очень сложным, чуть более легким для понимания, я предлагаю разделить всю проблему на четыре отдельных вопроса: устойчивость вооружения, наклон мачты, поперечный изгиб и продольный изгиб. Каждый раз, проводя любую регулировку вооружения, вы должны заново оценить настройку мачты по каждому из этих пунктов.

Начальная установка мачты

Полагая, что весь такелаж закреплен на мачте, готовой для установки в степс, вы должны действовать в следующей последовательности:

На мачте, лежащей на земле рельсом (или ликпазом) вверх, туго вытяните обе ванты, сложенные вместе вдоль рельса и замаркируйте концы одинаковой длины. Эти марки послужат гарантией того, что мачта на яхте будет стоять прямо (вертикально).

Рис. 1: Терминология для вооружения с несколькими краспицами одинакова, независимо от числа краспиц

Затем поставьте мачту на яхту и закрепите форштаг, ахтерштаг и обе ванты ("вертикали" V1, V2, V3 и т.д. на рис. 1), отрегулируйте верхние ванты, чтобы они были лишь натянуты и имели равную длину, отрегулируйте длину форштага, чтобы установить требуемый наклон мачты, закрепите нижние и промежуточные ванты ("диагонали" D1-3 на рис. 1), и отрегулируйте их так, чтобы мачта была прямой в поперечной плоскости (для проверки этого смотрите вверх вдоль ликпаза).

Рис. 2: Мачта не должна касаться боковых или передней и задней кромок отверстия пяртнерса

Теперь проверьте, не касается ли мачта кромок отверстия пяртнерса. Если касается, простейший способ исправить положение – слегка сдвинуть шпор мачты (рис. 2). Важно, чтобы мачта была прямой на всем протяжении от степса до точки крепления верхних вант.

Рис. 3: Эта мачта из-за того, что она не сидит ровно на степсе, будет стремиться изогнуться влево под сжимающей нагрузкой. Мачта не опирается на степс.

На этом этапе вы должны также проверить, чтобы мачта ровно "сидела" на степсе. Если она опирается только одним краем, то будет стремиться изогнуться (под полной сжимающей нагрузкой) в одну сторону больше, чем в другую. Опора преимущественно на переднюю или заднюю кромку окажет подобное влияние на изгиб в продольном направлении (рис. 3).

Если мачта устанавливается на палубу, посадка шпора мачты на степс даже более критична, поскольку нет другой опоры для нижнего пролета мачты вплоть до нижних краспиц.

Если следует выдержать размер J, он также должен быть проверен.

Расклинивание в пяртнерсе

До полной набивки такелажа мачта должна быть расклинена с боков в пяртнерсе.

После проверки того, что мачта все еще прямая от степса до точки крепления верхних вант, установите клинья так, чтобы они лишь касались мачты с обоих боков. Расклинивание в продольном направлении лучше оставить до выхода яхты под парусами. Затем надо определить, можно ли давать мачте гнуться или следует ограничивать ее стремление прогнуться.

Теперь можно полностью набить такелаж Вопрос в том, насколько. За исключением случая, когда у вас оборудованная по последнему слову техники яхта, где такелаж будет набиваться гидравлическими талрепами, лучшим способом будет отыскать яхту, подобную вашей, попробовать натяжение такелажа и подтянуть ваш, пока не почувствуете, что он набит так же.

Если у вас монотип, используйте индикатор натяжения такелажа, чтобы установить его в соответствии с рекомендациями для класса. Подберите диагонали так, чтобы они были лишь натянуты, и вы будете готовы к выходу под парусами.

Тонкая настройка

Разумным будет производить начальную тонкую настройку под нагрузкой парусов в умеренный ветер, когда оснастка имеет достаточную боковую нагрузку для ощутимой реакции на регулировку, но еще не достаточную для того, чтобы эксперименты стали рисковаными.

Сначала только под нагрузкой от грота отрегулируйте диагонали так, чтобы мачта приняла вид колонны. Поверните на другой галс и сделайте то же самое с другого борта.

Когда увидите, что мачта выглядит удовлетворительно, поднимите передний парус и проверьте ее под полной нагрузкой. На большинстве яхт вы не сможете легко крутить талрепы под нагрузкой, потому посмотрите на мачту, прикиньте, сколько надо сделать оборотов, поверните и сделайте необходимую регулировку на подветренном борту при уменьшенной нагрузке (Смотрите на одном галсе и регулируйте на другом).

Рис. 4: Тонкая настройка мачты под парусами

Помните, что точка крепления верхних вант фиксируется, и поэтому вы должны сдвинуть только точки крепления каждой пары краспиц на ветер набивкой или под ветер ослаблением соответствующей диагонали до тех пор, пока все эти точки не будут на одной прямой при визировании вдоль рельса (рис. 4).

При дробном вооружении мачта над точкой крепления верхних вант будет отклоняться как угодно, если нет ромбо-вант для контроля ее бокового отклонения.

Ромбо-краспицы могут устанавливаться под разными углами. Если они отклонены вперед, набивка ромбо-вант ограничит продольный изгиб верхней части мачты, делая верх грота полнее и в то же время уменьшая боковое отклонение топа.

Чем длиннее ромбо-краспицы, тем лучше вы будете контролировать боковой изгиб мачты, не оказывая влияния на продольное отклонение топа.

Когда вы добьетесь успеха в регулировке бокового изгиба мачты в умеренный ветер, проверьте еще раз, что будет при сильном ветре – если окажется, что верхние ванты слишком напряжены или чрезмерно ослаблены, вам, может быть, придется несколько ослабить диагонали, чтобы мачта оставалась прямой в условиях максимальной боковой нагрузки. Более важно иметь хорошую устойчивость вооружения в сильный ветер, и не так уж плохо, если в слабый ветер мачта немного прогибается в подветренную сторону.

Регулирующий изгиб

Продольный изгиб мачты – это все, чем можно влиять на полноту грота. Если после регулировки грота-шкота во время начальных испытаний полнота грота представляется нормальной, расклиньте мачту в продольном направлении в том положении, которое она занимает под нагрузкой парусов.

Если грот выглядит слишком полным, вы можете заставить мачту изогнуться больше, особенно в нижней половине, сдвинув ее в пяртнерсе вперед, или сделать ее в этом же месте более жесткой, сдвинув в пяртнерсе назад. Однако гибкость любого рангоута будет зависеть от начальной жесткости секции.

Рис. 5: Как угол установки краспиц влияет на начальный изгиб мачты

  1. Краспицы, перпендикулярные ДП, не вызовут начального изгиба под тягой такелажа
  2. Краспицы в плоскости мачты
  3. Вантпутенсы в плоскости мачты
  4. С краспицами, развернутыми назад, и вантпутенсами в плоскости мачты ванты под нагрузкой будут стремиться натянуться прямо, вызывая начальный изгиб мачты
  5. Вооружение с развернутыми назад краспицами. Оснастка с развернутыми полностью назад краспицами и вантпутенсами позади мачты не обязательно приведут к начальному изгибу. Здесь ванта идет по прямой через краспицы, и мачта остается прямой
  6. Вантпутенс в корму от мачты

Начальный изгиб – это тот изгиб, который имеет мачта, когда яхта стоит ошвартованная, без нагрузки от шкотов и натяжения топового ахтер-штага. Этот изгиб поддерживается натяжением такелажа, действующим на ноки краспиц и клинья в пяртнерсе. Например, если у вас регулируемые краспицы и вы их развернули дальше назад, при том же натяжении такелажа, предварительный изгиб увеличивается и увеличивается также полный изгиб мачты под нагрузкой от парусов (рис. 5).

Устойчивость вооружения

Устойчивость вооружения должна всегда быть вашей первейшей заботой, поскольку мачта, которая ушла за борт, не слишком прочная.

Мой совет – поддерживать надежный визуальный контроль устойчивости мачты при изменении ветра и волнения – особенно в бурном море. Когда вы меняете передние паруса или берете рифы, всегда подходите к мачте, смотрите вдоль нее, чтобы убедиться, что она устойчива под новой нагрузкой.

Признаки опасности следующие:

  1. Мачта не прямая в поперечном направлении ниже точки крепления вант и начинает колебаться при движении яхты по волнам. Легкое решение отсутствует. Необходима перенастройка такелажа.
  2. Чрезмерный продольный изгиб. Большинство изготовителей рангоута считает, что максимальный безопасный продольный изгиб равен трехкратной толщине мачты.

Рис. 6: Контроль изгиба мачты в продольном направлении

  1. При топовом вооружении ахтерштаг натягивает форштаг, внутренний штаг вызывает изгиб мачты, а бакштаги предохраняют мачту от черезмерного изгиюа и колебаний
  2. При дробном вооружении ахтерштаг оказывает некоторое влияние на изгиб мачты. Бакштаги натягивают форштаг, а дополнительные бакштаги контролируют черезмерный изгиб и колебания. Внутренний штаг должен устанавливаться в экстремальных условиях, когда грот глухо зарифлен.

Я думаю, лучшим тревожным сигналом служит полнота грота. Как только вы увидете, что грот чрезмерно плоский или начинают появляться глубокие морщины, пойдите и проверьте мачту. Собственно изгиба мачты не надо бояться. Однако, ее чрезмерные колебания могут быть опасны. В отличие от поперечных колебаний колебания вдоль ДП обычно можно контролировать, по крайней мере, на килевой яхте, с помощью внутренних штагов и до­полнительных бакштагов (check stays, рис. 6).

Я пока не делал различий между топовым и нетоповым вооружением, поскольку они в своей основе одинаковы ниже точки крепления верхних вант.

Топ мачты при нетоповом вооружении влияет в полной мере на изгиб мачты в продольном направлении. Он всегда способствует прогибу мачты вперед ниже точки крепления верхних вант, и при этом мачта нуждается только в предохранении от чрезмерного изгиба и колебаний с помощью дополнительных бакштагов.

Нижняя часть мачты при нетоповом вооружении должна быть выставлена так, чтобы она сохраняла требуемую форму без помощи дополнительных бакштагов. Последние должны использоваться только для контроля полноты грота и колебаний мачты в бурных условиях. Если они слишком сильно нагружаются и один из них обрывается, когда они должны работать, мачта неминуемо упадет.

Однако, при топовом вооружении вы должны будете довольно часто использовать внутренний штаг (baby stay) для изгиба мачты, так же как дополнительные бакштаги для противодействия тенденции к колебаниям мачты и чрезмерному изгибу.

Наклон мачты – это ее отклонение от вертикали вперед или назад без учета изгиба. Лучший способ проверки наклона – повесить груз на грота-фал так, чтобы он был погружен в ведро с водой, стоящее на палубе (вода будет останавливать его колебания), и измерить расстояние от фала до задней кромки мачты.

Если фал идет вниз прямо вдоль кромки мачты, значит наклон отсутствует, если измерение покажет один метр, значит вы имеете наклон в один метр.

На легких швертботах наклон обычно измеряется до задней верхней кромки транца длинной рулеткой, прикрепленной к фалу, и поднятой до стопора фала.

Для монотипов оптимальные значения наклона для разных условий хорошо известны.

Основным эффектом изменения наклона будет баланс на руле. Например, чем больше наклон, тем больше будет стремление яхты приводиться.

Мачты требуют постоянной проверки. Каждый раз, глядя на мачту, проверяйте:

  • прямая ли мачта в поперечной плоскости?
  • нет ли колебаний вперед и назад?
  • не чрезмерен ли изгиб?
  • хорошо ли поддерживается мачта бакштагами?
  • нормальна ли полнота грота?

Источник: Майк Флетчер, журнал “Australian sailing”, июнь 1995 (Перевод статьи взят из ежегодника “Яхтинг-96”)